10 июня 2013 года в Евразийской экономической комиссии прошла видеконференция с участием экспертов федеральных органов государственной власти государств-членов Таможенного союза, на котором обсуждались вопросы вступления в силу с 1 июля 2013 года Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, в том числе, порядок осуществления государственной регистрации производственных объектов, государственной регистрации специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида.
При этом обращает на себя внимание участившие случаи превышения ЕЭК своей компетенции и тенденциозной трактовки отдельных положений правовых актов (Департамент санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер - О.В. Арнаутов).
Следует отметить, что актами Таможенного союза определяются только общие подходы и правила государственной регистрации, а определение уполномоченного органа по регистрации (статья 31), равно как и определение в целом системы органов, осуществляющих государственно-властные полномочия, относится исключительно к компетенции государств – членов Таможенного союза, и по этим причинам, не является предметом рассмотрения департаментов ЕЭК.
Кроме того, в каждом государстве система органов осуществляющих надзор имеет свои особенности. Так, в Российской Федерации, по результатам проводимой административной реформы, контрольно-надзорные полномочия осуществляются государственными служащими органов государственной власти, на которых распространяются соответствующие запреты и ограничения, в том числе, антикоррупционного характера, в других странах-участниках Таможенного союза, контроль осуществляется работниками учреждений. Также к исключительной компетенции страны относится разграничение полномочий между соответствующими органами власти.
Позиция Роспотребнадзора по вопросу государственной регистрации производственных объектов в Российской Федерации заключается в следующем:
- регистрация производственных объектов по получению непереработанной (сырой) пищевой продукции животного происхождения должна осуществляться органом, уполномоченным осуществлять государственный ветеринарный надзор;
- регистрация производственных объектов, осуществляющих деятельность по переработке непереработанной пищевой продукции - органом уполномоченным, осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Одновременно Роспотребнадзор согласился с мнением экспертов Республики Беларусь и Республики Казахстан об использовании национальных реестров свидетельств о государственной регистрации пищевой продукции для формирования Единых реестров Таможенного союза о государственной регистрации специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида, ведение которых предусмотрено Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).
Также на площадке ЕЭК обсуждаются вопросы внесения изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880.
Белорусской стороной предлагается отсрочить вступление в силу Технического регламента в отношении молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции, рыбы и рыбной продукции, алкогольной продукции и связанными с ними процессами производства, а также изъять из Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 пункты 4.2.6 и 4.2.7 об исключении из Единого перечня товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2011 года № 317, переработанной пищевой продукции животного происхождения.
Таким образом, белорусской стороной делаются беспрецедентные попытки вмешательства во внутреннюю систему организации надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, при этом ссылаясь на международный опыт.
В свою очередь Российская Федерация отмечает очевидную неспособность организации в Республике Беларусь государственного надзора общепринятым международным требованиям, что не позволяет давать подобного рода рекомендации. В частности, надзор за пищевыми продуктами осуществляют лица, не являющимися государственными служащими.
При этом, позиция Республики Беларусь, в отношении контроля ветеринарной службой за переработанной (готовой) пищевой продукцией, вызывает обеспокоенность, учитывая возникающие в недавнем прошлом серьезные проблемы в отношении качества белорусской молочной продукции, в части соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей.
Также Роспотребнадзор не поддерживает предложения по внесению изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2011 года № 317, в части отсрочки вступления в силу Технического регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в отношении молока и молочной продукции, мяса и мясной продукции, рыбы и рыбной продукции, алкогольной продукции и связанными с ними процессами производства, а также выдачи ветеринарного сертификата на переработанную (готовую) пищевую продукцию.
Все изменения, происходящие в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции, в т.ч. непереработанной пищевой продукция животного происхождения, происходящие в связи с вступлением в силу с 1 июля 2013 года технических регламентов Таможенного союза: «О безопасности зерна» 015/2011, «О безопасности пищевой продукции» 021/2011, «Пищевая продукция в части ее маркировки» 022/2011, «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» 023/2011, «Технический регламент на масложировую продукцию» 024/2011, «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» 027/2012, «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» 029/2012 будут освещены на практическом семинаре «Техническое регулирование пищевой продукции в Таможенном союзе».
Семинар пройдет 25-26 июня при участии представителя Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр гигиены», г. Минск.